Часть II |
Монгольские озёра 2008
Второе путешествие в Монголию в августе – сентябре 2008 года
Часть II
День 13
14 августа 2008 года
Сегодня переезжаем на вторую стоянку на озере Хубсугул. Дорога по берегу очень живописна и на этот раз легко проходима. В этом году летом выпало мало дождей, и колея подсохла. Ручьи и речки, впадающие в озеро, практически иссякли. Брод, в котором я утонул в прошлый раз, представлял тоненький ручеёк, в котором Испаньола только слегка замочила колёса.
Для Монголии, основу сельского хозяйства которой составляет кочевое животноводство, отсутствие дождей, а значит, и свежих пастбищ – стихийное бедствие.
Великий русский путешественник Николай Михайлович Пржевальский в своей книге «Монголия и страна тангутов» писал: «Встретившись дорогой с кем бы то ни было … монгол … обыкновенно спрашивает: «мал-сэ-бейна», «та-сэ-бейна», то есть здоров ли ты и твой скот? Вопрос о скоте ставится на первом плане, так что о здоровье своего гостя монгол осведомляется уже после того, когда узнает, здоровы и жирны ли его бараны, верблюды и лошади».
Надеемся, что дожди просто припозднились, и пастбища ещё успеют покрыться свежей сочной травой, и со здоровьем скота всё будет нормально. А пока любуемся открывающимися пейзажами.
Болото вполне проходимо.
Перевал не крутой, но на скорости не преодолеешь – растрясёт.
О том, что дорога по берегу трудна и опасна, говорят многочисленные обо – места поклонения духам местности. Взобрался на перевал - передохни немного, и скажи духам спасибо, что помогли. Ведь могли и не помочь, а если разозлишь их – точно помешают.
Встречаются следы, нередких в этой местности, лесных пожаров. Особенно они часты весной, когда дуют постоянные сухие ветры, а сезон дождей ещё не начался.
Жизнь берет своё.
Памятник погибшим на Хубсугуле советским военным инженерам.
Ухоженное обо на границе сомонов – монгольских административных районов.
Снова, как и в прошлый раз, нас встречает огонёк - весенний цветок, чудом цветущий в эту пору.
Это место, где мы ночевали на Хубсугуле в 2005 году.
Пока разбивали лагерь, совсем стемнело и началась гроза.
Лёгкого бездорожья намотали аж 68 км.
В дождик в палатке очень хорошо спится…
День 14
Утром от грозы - только воспоминания…
Артём уже на боевом посту. Костер, естественно, горит, а чай горячий.
Место оказалось рыбным.
Получить свою долю рыбьих потрохов прилетели чайки. Они пожаловали так дружно, как будто их кормили здесь раньше. И точно… Ловят рыбу здесь, к сожалению, не только спиннингом. На берегу я нашёл обрывки китайских сетей и развалины каменной коптильни. Кто-то занимается промыслом. В национальном парке… Грустно.
Жаль, что пока не изобрели фотоаппарат, передающий запахи.
Перед посещением более обжитых районов Монголии, дабы не напугать своим диким видом местных жителей, нужно привести себя в порядок.
Утки уже не пугаются.
Во второй половине дня прошёл дождик.
|
Видимо, духи смилостивились, и решили добавить зелёной травки якам, лошадкам и другой животине монгольских аратов.
К вечерней зорьке дождик стих.
День 15
Увы, настала пора покидать Хубсугул.
Журавли пришли попрощаться с нами.
Наш путь лежит в город Мурен. Дороги становятся лучше.
А плотность населения выше.
Всё еще идём по восточному берегу Хубсугула.
Неясно, то ли они пытаются найти тень, то ли они по совместительству работают в Монголэнерго, и им поручили охранять высоковольтную опору.
Каменным скульптурам рады, как старым знакомым!
Дождичек вчера был грибной.
Сегодня собирается ещё один.
Долина реки Эгийн-Гол, единственного стока Хубсугула.
На горизонте Мурен.
Местный автосервис. Некоторые слова понятны без перевода. Словосочетание «Дугий Засвар» автопутешественникам по Монголии нужно твердо знать. Переводится как «шиномонтаж». Иногда на вывесках не бывает логотипа в виде колеса J.
Нужно заправляться – нужны тугрики.
Официальный курс рубля к тугрику - 1:49, меняют 1 к 46, доллар - 1 к 1150. Я обменял немного рублей монгольской таможне в Ханхе по грабительскому курсу 1:40, так, на всякий случай. На ночлег хватало, на заправку нет. Поехали искать обменный пункт.
Банки в субботу и в воскресенье в Монголии не работают. Рубли обменять на тугрики можно в Улан-Баторе и граничащих с Россией населенных пунктах. В глубинке монгольские банкиры отдают предпочтенье американской валюте, и её легче поменять и с рук. Так что некоторый долларовый запас иметь не помешает.
Доллары были у Артёма с Ириной, у нас с Леной только рубли и кредитка. Вечером все банки закрыты, а завтра суббота. Замаячила перспектива прохлаждаться в Мурене пару дней, но нам повезло. Нашли банк с работающим банкоматом. Снял тугрики по карточке VISA. Забегая вперед, скажу, что особенно уповать на кредитную карточку не стоит. Банкомат может стоять, но связи может и не быть. В дальнейшем мы столкнулись с такой ситуацией. Курс по карточке 1:46,4.
Цена бензина огорчила. 1485 тугров (31,6 руб) за литр 92-го. Деваться некуда, заливаем полные баки. Это были ещё цветочки. Больше такого дешёвого бензина мы не встречали.
На ночлег устроились в гостевом доме. Обычная квартира в панельном доме. 8000 тугриков (170 руб) с человека. Завтрак включён.
На ночь прогулялись по улицам Мурена, съели по мороженному. Мороженное оказалось российским. И вкусным.
Пройдено за день – 171 км.
Часть II |