Часть I |
Монгольские озёра 2008
Второе путешествие в Монголию в августе – сентябре 2008 года.
День 1
2 августа 2008 года
Москва
Утром нас вышли проводить дети. Заодно и выгулять домашнюю живность. Пёс, подобранный Таней в метро, очень хотел попасть с ними в Монголию, чтобы посмотреть тот город, в честь которого он был окрещён Булганом. Почему-то хотел быть именно водителем. Вылезать не хотел. Пришлось применить силу. Пёс обиделся и не разговаривал с нами до самого отъезда.
Выехали, как всегда, позже запланированного времени. Поздние выезды в первый день наших дальних поездок стали систематическими, и меня вдруг посетила простая и гениальная (ведь всё гениальное – просто) мысль: не нужно в первый день экспедиции планировать ранние выезды и большие пробеги! Торопиться не надо! «Сейчас медленно-медленно спустимся с горы, а потом…» всё успеем J. Обязательно так и сделаем следующий раз.
На заправке в Реутове встретились с двумя другими участниками концессии: Артёмом («Зайка» на форуме УАЗБуки) и Ириной на Патриоте, носящем имя «Зелёный Барсик».
Повесили наклейки, полюбовались экспедиционными ящиками Артёма, которые он сконструировал специально для этого путешествия, и неспешно направили свои колёса в сторону цели первого дня – Казани. Однако до неё в этот день мы не доехали. Километров за 70 до Чебоксар мы простояли около двух часов в пробке из-за ремонта моста через реку Суру. Пересекли этот злополучный мостик уже в потёмках и остановились на ночевку в ближайшем мотельчике.
Пройдено за день – 607 км.
День 2
Заехали в Казань, полюбовались на Кремль.
По дороге покупаем чернику. Штурман кормит меня с руки. Языки и губы синие. Если бы меня в тот момент увидел какой-нибудь гаишник, то забыл бы, зачем остановил. А гаишников на дорогах Татарстана много. Особенно любят они доходные места с одним сиротливым знаком «Обгон запрещён» на 10 км якобы ремонтируемой дороги.
Задача дня - проехать Пермь. Задача не выполнена.
Заночевали в Краснокамске, в гостинице «Кама», прямо за «Гознаком». Так нам объяснили дорогу на заправке.
Пройдено 831 км.
День 3
С утра идёт дождь.
Вкусно пообедали в гостинице «Вега» на 159 км трассы Екатеринбург - Тюмень. Грузинская кухня. Нам понравилось.
Ночевали в Тюмени, в мотеле на объездной дороге.
Пройдено 717 км.
День 4
Всю дорогу идём наперегонки с дождём. Когда мы объезжали Омск, огромная туча, совершив рывок, накрыла нас ниагарским водопадом. Непрерывно сверкали молнии. От сильного порыва ветра соскочила тяга работавших на высокой скорости дворников. (Видео – 4 МБ.)
Минут десять мы стояли на обочине. Когда ливень немного спал, я выскочил соединить тягу и через секунду весь до ниточки промок.
Ночевали за Омском в мотеле недалеко от Калачинска.
Симпатичный мотельчик. 1500 руб. за двухместный люкс. После холодного природного душика необходимо обязательно принять лекарство. Второй тост за Святого Георгия – покровителя путников.
Пройдено 712 км.
День 5
Пообедали в понравившемся нам гостиничном комплексе «Мираж» под Новосибирском. Комплекс включает: мотель, заправку, кафе и бар с собственной пивоварней Kellers. Запаслись темным и светлым пивом на вечер.
Во второй половине дня немного потоптались в Новосибирских пробках и взяли курс на Кемерово.
В этом году отпуск я совмещал с командировкой в Иркутск. Поэтому дорога в Монголию была выбрана через Иркутск и Монды.
После Новосибирска мотелей становится заметно меньше. На ночлег устроились сразу за Кемерово в гостинице «Терминал» в местечке Березовский.
За день пройдено 871 км.
День 6
Чудесное солнечное утро. В низинах легкий туман. «Ветер весело шумит, судно весело бежит…»
Проехали уже около часа, когда Артём по рации спросил, не забыл ли я паспорт в гостинице. Паспорт я, естественно, забыл. L «Терминал» была единственная гостиница за всю дорогу, где у меня попросили в залог паспорт…
Спасибо Артёму, что он напомнил. Иначе пришлось бы делать крюк километров в 600 после Монголии.
Рассеянность «обошлась папаше Досету» в 103 лишних километра и почти полтора часа.
Чтобы быстрее забыть о прорухе, ставлю в магнитолу аудиокнигу Всеволода Овчинникова «Вознесение в Шамбалу». До этого момента с аудиокнигами наш экипаж знаком не был. «Шамбала…» была куплена с познавательными целями.
…
Вдруг вспомнилось дошкольное детство. Ламповая радиола и пластинки со сказками Корнея Чуковского.
Маленькие дети!
Ни за что на свете,
Ни за что на свете,
Не ходите в Африку,
В Африку гулять…
Я знал эти пластинки наизусть. Однажды, на новогоднем утреннике ряженый Дед Мороз, по неосторожности, попросил меня прочитать стишок за вознаграждение. Мои руки уже не вмещали конфет, которыми пытался отделаться бедный водитель северных оленей, а я никак не хотел уступать место под елкой следующему соискателю гостинцев из дедморозовского мешка. Я просто не понимал, как это можно уйти и не дать зрителям дослушать захватывающую детективную историю про африканские похождения Танечки и Ванечки. А в запасе у меня ещё была и «Муха-Цокотуха», и «Тараканище», и тяжёлая артиллерия в виде «Доктора Айболита». Совместными усилиями Дедушки Мороза, внучки Снегурочки и подоспевших родителей меня, недоумевающего и полного творческих планов, всё-таки удалось выдворить из-под новогодней елки.
В общем, вспомнил детство золотое…
Аудиокнига, как класс, пришлась мне по душе. Надо сказать, что и штурману тоже. Вспомнил, что где-то в бардачке есть еще «Остров Сокровищ». Надо будет тоже послушать.
После обеда сделали небольшую сервисную остановку. Пока я менял масло, Артем поговорил «за жисть» с местным жителем, сгребавшим сено неподалёку. Не легко им там…
На ночёвку остановились в 21 час в Канске. Гостиница «Медведь» вполне приличное место. Паспорт в залог не попросили…
Пройдено 847 км. «Чистых» - 744.
День 7
В дневнике штурмана корявая запись: «Дорога плохая. Её нет просто…»
За три года количество не асфальтированных участков между Новосибирском и Красноярском если и уменьшилось, то весьма незначительно. Как результат – пробитое колесо на «Зелёном Барсике».
Вокруг в лесу грибная пора.
В Иркутской области заправляемся самым дорогим российским бензином за всю поездку: 30,3 р. за литр АИ-92. L Знать бы заранее - запаслись бы в Кемеровской области по 23 р. за литр.
В деревне Тельма красивый ухоженный храм.
В темноте въезжаем в Иркутск. По точке, забитой в GPS ещё в 2005 году находим гостиницу. Скорее мыться и спать.
Дневной пробег - 816 км.
День 8
Пока я в поте лица исполнял свои командировочные обязанности, штурман совершила шоппинговый набег на местный торговый центр. Результат – полиэтиленовый пакет аудиокниг: «Сага о Форсайтах», «Собачье сердце» с «Роковыми яйцами», «Крестный Отец» и ещё дюжина. Что ж, скучать на обратном пути не придётся, будем повышать свой культурный уровень.
Плотно пообедали бурятскими бозами, которые не сильно отличаются от монгольских бууз'ов. Этакая кулинарная разминка перед Монголией.
А экипаж «Зелёного Барсика» расширял свой истрико-культурный кругозор осмотром местных достопримечательностей.
Наколесили по Иркутску 33 км.
Узнал, что началась война в Осетии. Сильно расстроился.
Ночевали в той же гостинице.
День 9
С утра выдвигаемся в Монды. Дорога петляет по тайге. Преодолеваем бесчисленные перевалы и перевальчики. С очередного виден Байкал.
Запасаемся на обед копчёным омулем.
Помочить ноги в Байкале – уже традиция.
Скоро становятся видны Саяны.
К вечеру прибываем в пограничный переход Монды. Муниципальной гостиницы мы не обнаружили. Поиски привели нас в гостевой дом. Заправляет всем девчушка. Зовут Таня. Стоимость ночлега 200 рублей с человека. Рассчитываясь сразу, я спросил, а сколько стоит стоянка машины? Таня сходила в дом, сверилась с записями и сказала: «Бабушка ничего про машины не написала». Бабушка сейчас отдыхает на Черном море и всё хозяйство на этой бойкой девчушке. Родители работают на Солнечной обсерватории неподалеку. Мама наблюдает за звездами, а папа за солнцем.
Обязанности цепного пса исполняет кокер-спаниельша.
А прадедушка выполняет представительские функции.
От Иркутска до Монд одометр насчитал 317 км.
День 10
11.08.2009 г.
Встретив рассвет, начинаем выдвижение к границе. По пути заправляем полные баки и еще канистру в запас.
Становимся в очередь за Паджеро с Иркутскими номерами. Знакомимся с водителем. Михаил из Братска, едет отдыхать на турбазу.
Формальности занимают совсем немного времени, и в 11.40 мы въезжаем на монгольскую землю.
Михаил характерным двухпальцевым жестом сигналит сделать небольшой привальчик. Без колебаний принимаем предложение.
Эх! Хорошо на свежем воздухе, да свежими продуктами… Со слов Михаила, данный процесс на местном наречии называется «описятиться».
Артем серьёзно экипирован и полностью готов к покорению просторов,
и исследованию флоры и фауны Монголии.
Двигаемся дальше. Вскоре выезжаем на берег Хубсугула.
Первое, встреченное нами, обо. Как положено обходим его по часовой стрелке три раза и просим духов поддержать нас в пути.
Намеченное нами место для стоянки оказалось занято иркутскими рыбаками. На Хубсугуле становится тесновато. Километров через 15 находим подходящее место и разбиваем лагерь. Ура! Отдыхаем!
Вечером испытал походный душ, который давно задумывал, но смастерил только к этому походу. Вода подается насосом из озера и подогревается паяльной лампой. Этакое подобие газовой колонки. Результатом испытаний остался доволен.
Первый пойманный в этот вечер ленок был великодушно отпущен с наказом: передать остальным, что «и наливают, и отпускают...»
Звёзды настолько яркие, что ими можно не только любоваться, но и фотографировать на цифромыльницу.
Большая Медведица:
А луна-а-а такая све-етит, хоть иголки собира-ай!
В этот день наколесили 87 км, из них по Монголии – 70.
День 11
Артем проснулся первым и занялся обустройством лагерного хозяйства. И в дальнейшем он нас постоянно баловал. Выползая утром сонными из палатки, мы находили горящий костер и горячий чай на столе.
Я опробовал плавсредство. Новая лодка Флагман-380 и почтенного возраста мотор Москва-М. Лодка первый раз на таком водоёме. Мотор пока работает.
Отправляемся за рыбой. Однако рыбалка не задалась. Рыба играет, но ни блесна, ни воблер, ни джиг не приносят успеха. На экране эхолота засветок от рыбы нет. Вода прозрачная, дно видно на 8 метрах. Похоже, что в такой прозрачной воде осторожная рыба хорошо видит лодку и уходит прежде, чем наши снасти могут её достать.
Самым рыбным оказалось место напротив нашей стоянки. Здесь, при ловле с берега Артёму сопутствовал успех.
День 12
В этот день мы решили посмотреть, как живёт рыба в Хубсугуле.
Но хитрые и негостеприимные ленки и хариусы вовсе не желали с нами встречаться, оставив нас одних «наслаждаться» лунным пейзажем.
Да-а, это не Красное море с его рыбным бульоном.
Мы явно выбрали не лучшее место для погружений.
«ЛенкА видишь? Нет?»
«А он здесь есть!»
Хватит и на обед и на ужин, и ещё на завтрак останется.
Представитель местной диаспоры членистоногих пожаловал на ароматный запах.
Наш лагерь.
К вечеру погода изменилась, стал накрапывать дождь. На противоположном берегу грозно сверкали молнии.
Canon G9 позволяет снимать видеоролики с заданным интервалом между кадрами - 1 или 2 секунды.
Снял пару роликов:
|
|
Часть I |